Беспрецедентное санкционное давление стран Запада на фоне проведения военной операции на Украине обусловило принятие Российской "едерацией контрмер, связанных, в частности, с ограничениями экспорта.
Разрешительный порядок вывоза товаров за пределы территории России введен даже в отношении торгвый операций с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Разрешение на экспорт товаров из России в страны ЕАЭСВ соответствии с Постановлением Правительства Российской "едерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской "едерации" действуют 6 списков товаров, ограниченных к вывозу в рамках ЕАЭС, в отношении которых профильные министерства и ведомства выдают соответствующие разрешения:- сельхозтехника и запчасти в ней – Минсельхоз;- транспортные средства, их части и комплектующие - Минтранс;- промышленная продукции – Минпромторг;- телекоммуникационное оборудование - Минцифры;- лабораторное, геофизическое и геологоразведочное оборудование – Минприроды;- товары медицинского назначения – Росздравнадзор.
При этом ограничения не распространяются на товары, экспортируемые в соответствии с лицензиями "СТЭК и "СВТС России, товары, сопровождаемыми сертификации происхождения СТ-1, транзитные грузы и др..
Разрешительный порядок не применяется также в отношении поставок товаров в Беларусь, Абхазию, Южную Осетия, ЛНР и ДНР. Рассматривая практику выдачи разрешений на вывоз товаров с территории России в можно отметить, что многие российские организации, осуществляющие поставки товаров в рамках ЕАЭС, испытывают сложности в получении вышеуказанных документов.
В этой связи выделяются 2 основные причины отказа государственных органов в выдаче соответствующих разрешений:1) Выявленные несоответствия в представленном пакете документов и сведений, либо предоставление неполного пакета документов и сведений для оформления разрешения (перечень допущенных заявителями ошибок во многом обусловлен невнимательностью или отсутствием практики формирования пакета документов для оформления разрешений подобного рода);2) Нехватка или критический недостаток соответствующей продукции на территории Российской "едерации.
Сведения о дефиците продукции формируются на основании количественных данных о производстве и потреблении, ограниченной к вывозу с территории России продукции, а также экспертных, научных организаций и крупных российских изготовителей.
К сожалению, данный перечень не формализован, и отсутствует возможность для проверки дефицитных категорий товаров заранее.
При этом наша практика показывает, что, к примеру, на товары бытовой электроники разрешения выдаются без проблем.
Оценивая практику применения разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории России в ЕАЭС нельзя не отметить, что одним из базовых положений функционирования Евразийского экономического Союза является свобода движения товаров и капитала.
Российские компании, заключившие сделку с компанией другого государства-члена ЕАЭС обязаны представлять в таможенный орган только статистическую форму учета перемещения товаров, без предоставления каких-либо дополнительных документов.
В этой связи не совсем понятно, кто и как будет осуществлять контроль за получением разрешений согласно Постановлению Правительства Российской "едерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской "едерации", а также достоверностью сведений о перемещаемых из России грузах в рамках ЕАЭС.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка