Показатели ж/д перевозок продолжили расти В июле показатели перевозок продолжили расти.
Погрузка выросла до 108,0 млн т, что на +4,1 % выше уровня июля 2020 г.
Грузооборот составил 217,2 млрд т-км, что на +3,7 % выше уровня июля 2020 г.
В июле выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по елезной дороге, за исключением строительных грузов (-6,3 %), удобрений (-3,6 %) и зерна (-23,5 %).
Рост перевозок угля составил +7,1 % к июлю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +9,3 %, железной руды - +1,0 %, черных металлов - +7,7 %, лесных грузов - +2,7 % и цемента - +11,5 %.
По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, по итогам года компания прогнозирует рост объёмов отправления грузов на +3,3 % к уровню 2020 года, причём, как ожидается, будет достигнут абсолютный рекорд погрузки каменного угля.
В 2022 году в ОАО "РЖД" также рассчитывают на позитивную динамику и прирост на +2,2 %.
"голь: рекордный уровень погрузкиПогрузка угля в июле выросла на +7,1 % к июлю прошлого года и составила 30,0 млн т, установив рекорд для данного месяца.
Всего с начала года было погружено 215,5 млн т (+9,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года, как на внутренних, так и на экспортных направлениях.
Основное увеличение поставок произошло в Индию (+950 тыс. т), Китай (+700 тыс. т) и Турцию (+400 тыс. т к июлю 2020 г.).
Согласно данным Индийской ассоциации портов, импорт угля в 12 государственных портов Индии в июле составил 11,46 млн т, что выше аналогичного периода прошлого года на +38,04 %, но ниже уровня предыдущего месяца на -5,93 %.
Двенадцать основных портов – это Калькутта, Парадип, Висакхапатнам, Камараджар (бывший Эннор), Ченнаи, В. О. Чидамбаранар (Тутикорин), Кочин, Нью-Мангалор, Мормугао, Мумбаи, Порт Джанхархарла Неру (JNPT) и Диндайял (бывший порт Кандла).
Импорт в страну энергетического угля в июле вырос на +27,43 % к июлю 2020 г. до 6,98 млн т.
Согласно данным Главного таможенного управления от 23 августа, импорт энергетического угля в Китай вырос в июле на +30,3 % или 3,2 млн т к июлю прошлого года до 13,76 млн т.
При этом в начале августа компания РЖД предложила построить новую железнодорожную линию, соединяющую Кузбасс и Китай через Алтайский край.
По предварительным оценкам, новая железнодорожная линия с ориентировочной пропускной способностью 30 млн т грузов может снизить нагрузку на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и позволить производителям угля из Кузбасса, Новосибирской области и Хакасии осуществлять отправки угля непосредственно в Китай в обход портов на Дальнем Востоке России.
Импорт угля в Турцию в июне упал на -21,32 % по сравнению с прошлым годом до 2,14 млн т, однако по сравнению с маем объем поставок был выше на +11,64 %: Наибольший объем экспорта страна получила из России - 1,2 млн т в месяц, что на -27,2 % меньше, чем в прошлом году, но на +52,21 % больше, чем в мае.
Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базыПогрузка нефти и нефтепродуктов в июле выросла к уровню прошлого года на +9,3 % и составила 17,7 млн т.
Всего с начала года было погружено 124,4 млн т (+0,9 % к аналогичному периоду прошлого года).
Рост к предыдущему году обусловлен эффектом низкой базы – погрузка по-прежнему значительно отстает от уровня 2019 г.
По данным ОПЕК, в России годовая добыча нефти и конденсата в 2021 году вырастет на 0,19 млн баррелей в сутки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в среднем до 10,78 млн баррелей в день, пересмотрена на 0,15 млн баррелей в день.
Ожидается, что в 2022 году, с учетом новых корректировок по добыче, добыча нефти и конденсата в России вырастет на 1 млн баррелей в сутки — до в среднем 11,78 млн баррелей в день, а в III и IV кварталах 2022 года ожидается рост до 11,88 млн баррелей в сутки.
Строительные грузы и цемент: строительная отрасль продолжает восстановлениеПогрузка строительных грузов в июле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -6,3 % и составила 11,9 млн т.
Погрузка цемента в июле выросла на +11,5 % и составила 2,9 млн т.
Всего с начала года было погружено 73,6 млн т строительных грузов (-3,0 % к аналогичному периоду прошлого года) и 15,1 млн т цемента (+7,8 %).
Объем ввода жилья в России за январь — июль 2021 г. составил 43,9 млн кв. м, что на +30,1% больше, чем за аналогичный период 2020 г., свидетельствуют данные Росстата.
В июле по стране в эксплуатацию сдали 7,4 миллиона квадратных метров - почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По оценке директора института развития "ДОМ. РФ" Виталия Мутко, в России в 2021 году будет введено порядка 84-85 млн м2 нового жилья, тогда как за 2020 год в России было введено 82,2 млн м2.
Если строительная отрасль России оправдает прогноз правительства и обеспечит более чем на +3 %-ный рост объемов в текущем году по сравнению с 2020-м, то рынок цемента может вырасти на+ 5 %, подсчитали эксперты российской ассоциации Союзцемент.
В абсолютных цифрах это будет означать рост до 59,7 млн т после падения до 56,9 млн т в прошлом году.
Черные металлы: рост погрузки за счет экспортных отправокПогрузка черных металлов в июле выросла на +7,7 % и составила 5,6 млн т.
Всего с начала года было погружено 40,0 млн т (+2,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
Основное увеличение погрузки произошло за счет экспортных отправок – более чем на + 20 %.
Отгрузки выросли в США (в 3 раза), Турцию (в 1,5 раза) и Вьетнам (поставки не осуществлялись в прошлом году).
Согласно данным "едеральной службы государственной статистики, металлургическое производство в июле нарастило объемы по сравнению с июнем этого года на +6,0 %.
Однако по сравнению с июлем прошлого года динамика отрицательная - снижение на -0,8 % (в июне 2020 года снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было более значительным - -7,8 %).
Выпуск легковых автомобилей в июле вырос на +7,6 % по сравнению с июнем этого года и на +3,9 % по сравнению с июлем 2019 года, составив 112,8 тыс. шт.
За семь месяцев 2020 года произведено 623 тыс. легковых автомобилей, что на -30,2 % меньше, чем за январь-июль 2019 года.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в июле 2021 года незначительно увеличился – на +0,9 % (-2,3 % за период январь – июль 2021 года), экспортные поставки выросли на +22,4% (+5,1%).
Одна из основных причин значительного роста экспортных поставок в июле - ожидание ввода новых повышенных таможенных пошлин на широкий перечень товаров цветной и черной металлургии с базовой ставкой 15 %.
Дальнейшая динамика экспорта будет зависеть от их эффективности, в том числе от того, получится ли закрыть возможность обхода пошлин за счёт беспошлинного реэкспорта через страны ЕАЭС. Поддержку экспортёрам оказывает продолжающийся рост мировых цен на металлургическую продукцию.
Кроме того, с 1 июня 2021 года Китай отменил возврат НДС при экспорте и импортные пошлины на ряд товаров чёрной металлургии.
Руда: рост спроса на внутреннем рынке продолжилсяПогрузка руды в июле выросла на +1,0 % и составила 10,6 млн т.
Всего с начала года было погружено 70 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле экспортные перевозки сократились на -7,5 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +4,5 %.
Российские власти рассматривают возможность долгосрочных изменений в налоге на добычу полезных ископаемых, которые позволят заменить временную экспортную пошлину, действующую до конца текущего года.
Правительство России 25 июня утвердило введение пошлин на экспорт из России черных и цветных металлов.
Период действия пошлин – с 1 августа по 31 декабря 2021 года.
Они будут состоять из базовой ставки в 15% и специфического компонента.
Так, для окатышей пошлина будет составлять не менее 54 $/т Новые меры, по оценке Bloomberg, вероятно, придут на смену экспортным пошлинам с 2022 г., а окончательное решение по ним будет принято после сентябрьских выборов в Госдуму.
При этом отмечается, что российские власти обсуждают и другие варианты получения государством части доходов горнодобывающей промышленности.
Лесные грузы: погрузка на внутренних направлениях растетПогрузка лесных грузов в июле выросла к уровню июля предыдущего года на +2,7 % и составила 3,8 млн т.
Всего с начала года было погружено 25,4 млн т (+2,8 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли на внутренних направлениях выросли на +10 %, тогда как на экспортных направлениях – снизились на -7 %.
В августе стало известно, что власти отказались от идеи создания госкорпорации по экспорту леса на Дальнем Востоке, которая получила бы исключительное право на вывоз круглого леса после введения запрета с 1 января 2022 года.
Теперь в Минвостокразвития рассматривают разные варианты поддержки отрасли.
"Будем работать в связке с регионами, Минпромторгом и всем правительством, чтобы сохранить рабочие места: договариваться о льготном финансировании и рефинансировании существующей кредитной нагрузки предприятий", — сказал глава ведомства.
С отраслевыми специалистами также обсуждается, как в срочном режиме создать лесопильные мощности, чтобы распилить этот лес и экспортировать.
Но конъюнктура рынка, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, сейчас слабая.
Просчитывается также механизм доставки леса с Дальнего Востока в Сибирь, но это дорого: "Транспортировка 1 м3 стоит от 2 тыс. до 3 тыс. руб., хотя, может, при сегодняшних ценах это и будет рентабельно".
Таким образом, переориентация грузопотоков на внутренние направления, вероятно, продолжится.
Зерно и продукты перемола: снижение погрузки на всех направленияхПогрузка зерна в июле снизилась к уровню июля прошлого года на -23,5 % и составила 1,3 млн т.
Всего с начала года было погружено 13,6 млн т (+9,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях.
По словам руководителя аналитического центра Русагротранса, экспорт пшеницы с начала сезона составил около 4,1 млн т.
По его словам, показатель хоть и отстает от рекордного по темпам вывоза прошлого сезона, но не столь значительно, как многие ожидали — примерно на четверть.
По его прогнозу, если посевные площади под пшеницей будут существенно скорректированы вверх, то итоговый валовой сбор в
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка