Несмотря на засуху и пандемию, зерновая отрасль России в 2020/21 сельскохозяйственном сезоне выходит на хорошие результаты.
Согласно прогнозам, валовый сбор зерна в стране приблизится к 130 млн тонн и рекорду 2017/18 сезона.
Экспорт зерна составит не менее 49 млн тонн, что почти на 5 млн тонн больш, чем в прошлом сезоне, – по этому показателю Россия вновь выйдет на первое место в мире, обогнав страны ЕС. Причем уже сегодня рост объемов экспорта сопровождается увеличением числа стран-импортеров.
"ото: specagro.ruС учетом планов по строительству новых и расширению существующих морских терминалов, дефицита мощностей по перевалке зерна не предвидится.
Вместе с тем, проблемами отрасли остаются развитие железнодорожных подходов к портам и недостаток специализированных перевалочных мощностей в отдельных регионах.
Близко к рекордуПо состоянию на 26 августа в России было убрано 94,1 млн тонн зерна с 60,4% площади.
Темпы уборки и показатели урожайности по стране превышают прошлогодние.
Российские эксперты за последние недели неоднократно пересматривали свои прогнозы по урожаю зерновых в сторону увеличения.
Так, по данным аналитического центра АО «Русагротранс», валовой сбор зерна в 2020/21 сельскохозяйственном сезоне (1 июля 2020 года – 30 июня 2021 года) составит 128,8 млн тонн, что более чем на 8 млн тонн превышает показатель прошлого сезона и станет вторым результатом после рекорда 2017/18 в 135,5 млн тонн (рис. 1).
Рис. 1.
Валовой сбор и экспорт зерна в России в 2010/11-2020/21 с/х сезонах.
Источник: АО «Русагротранс»Данный прогноз был повышен на 1,3 млн тонн по сравнению с оценкой, сделанной в середине августа, за счет более высокой, чем ожидалось ранее, урожайности пшеницы и ячменя в Поволжье, Сибири и на "рале.
В том числе «Русагротранс» прогнозирует, что будет собрано 81,9 млн тонн пшеницы, 20,7 млн тонн ячменя и 14 млн тонн кукурузы.
Похожие оценки приводят и другие аналитики.
По прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), сбор зерна составит 130 млн тонн, по прогнозу Российского зернового союза (РЗС) – 128 млн тонн, Аналитического центра «СовЭкон» – 127 млн тонн.
Более скромные оценки дает Минсельхоз России – 122,5 млн тонн.
В нескольких регионах юга были объявлены ЧС из-за погодных аномалий, в основном засух.
Так, значительное снижение урожайности зафиксировано в Краснодарском крае (-12%), Карачаево-Черкесии (-11,9%) и Крыму (-11%).
Вместе с тем, максимальный прирост урожайности зерновых культур был отмечен в Поволжье и Центре – в "льяновской (+16,9%), Тамбовской (+15,7%) и Брянской (12,1%) областях.
Таким образом, потери урожая на юге и на "рале были восполнены.
Акцент на железную дорогуСбой урожая на юге и компенсационный рост поставок из удаленных грузоформирующих регионов Поволжья и Центра в свою очередь определили значительный рост доли перевозок зерна по железной дороге по сравнению с показателями прошлого года.
Так, по данным АО «Русагротранс», в июле 2020 года доля железной дороги в направлении терминалов Новороссийска увеличилась с 35% до 50% (по итогам сезона возможен рост этого показателя до 65%).
В направлении малых портов и порта Кавказ показатель составил 2,8% против 1,3% годом ранее.
Растет доля поставок по железной дороге и в направлении порта Тамань (с перегрузкой на автотранспорт непосредственно до порта).
Помимо указанного фактора, на рост доли железной дороги в перевозках зерна влияет и начавшийся процесс выхода автоперевозок из «серой зоны». «В настоящее время максимальный вес автомашины вместе с грузом для экспортной отправки составляет 64 тонны, в случае зерна это означает, что перевезти в одной машине можно не более 24-27 тонн зерна, тогда как ранее перевозилось до 50-55 тонн», – отмечает Игорь Павенский, директор аналитического центра АО «Русагротранс».
По его словам, росту показателя также способствуют вводимые РЖД скидки к тарифам и понижающие коэффициенты.«Все это приводит к выравниванию конкуренции ж/д и автоперевозок зерна в направлении к портам.
Однако дополнительные затраты на услуги элеваторов, которые отсутствуют при перевозке автотранспортом непосредственно из хозяйств, все же затрудняют конкуренцию в тарифах ж/д и автотранспорта на расстояниях менее 400 км, тем более в условиях существенного снижения урожая зерна в ряде южных регионов», – отмечает эксперт.
В текущем году из-за ограничений, введенных в связи с пандемией, в железнодорожных перевозках по направлению к портам наблюдается отрицательная динамика по ряду грузов, например по металлам, что позволило беспрепятственно наращивать объемы перевозок зерна и на время забыть о проблеме «узких мест» на подходах к портам юга.
Однако экспортный поток в направлении южных портов к 2025 году должен увеличиться на 50% по сравнению с текущим уровнем, что требует развития инфраструктуры, а также синхронизации планов железнодорожников и стивидоров.
Определенный потенциал для решения этой проблемы эксперты видят и в цифровизации перевозочного процесса, которая позволит повысить эффективность планирования грузоперевозок.
Несколько пилотных проектов по созданию электронной системы планирования и контроля за грузоперевозками уже реализуются РЖД совместно со стивидорными компаниями.
Экспорт: рост и ограниченияПо данным ИКАР, на экспорт в 2020/21 сельхозгоду будет направлено 49 млн тонн зерна, в том числе 38 млн тонн пшеницы.
По оценкам «Русагротранса», экспорт составит 49-49,5 млн тонн зерновых, включая примерно 38,5-39 млн тонн пшеницы, что выше показателей прошлого года (45,2 млн и 35,1 млн тонн соответственно).
Таким образом, этот сезон с большой вероятностью станет вторым и по объему экспорта после рекорда 2017 года.
В конце марта 2020 года из-за опасения нехватки зерна для внутреннего рынка и для поддержания его стабильности Правительством РФ было подписано постановление об установлении квоты на экспорт ряда зерновых культур.
Объем квоты составил 7 млн тонн, она была установлена на срок с 1 апреля по 30 июня включительно.
Ограничение распространялось на экспорт за пределы РФ в страны, которые не являются членами ЕАЭС. При этом Минсельхоз анонсировал, что квотирование экспорта станет постоянной мерой.
Введение квот относится к числу спорных механизмов защиты внутреннего рынка зерна.
Так, РЗС еще в январе направлял в Минэкономразвития письмо, где указывал, что введение квот снизит эффективность мер господдержки и инвестиционную привлекательность отрасли и ударит по сельхозпроизводителям.
РЗС в том числе указывал, что возобновление поставок без квоты в случае хорошего урожая может спровоцировать рост предложения и привести к падению цен, что в свою очередь снизит доходность аграриев.
Также, по оценке РЗС, введение квоты подрывает доверие импортеров, которые предпочитают сотрудничать со странами, условия работы которых максимально прозрачны.
Негативно о мерах по ограничению экспорта отзывается и Андрей Сизов, генеральный директор Аналитического центра «СовЭкон». «Ситуация, при которой рост экспорта зерна создал бы его дефицит на внутреннем рынке, невозможна с точки зрения законов экономики, ведь в момент, когда создается угроза дефицита, экспорт становится нерентабельным», – утверждает эксперт.
По его словам, введение любых ограничений экспорта зерна для сельхозпроизводителей означает посыл: «не вкладывайте деньги в свой бизнес, потому что государство в любой момент может начать их отнимать».«Растениеводство – это не конвейер, где можно «нажать на кнопку» и временно остановить производство и продажу, это инерционная отрасль, – говорит А. Сизов. – Поэтому последствия квотирования, введенного в апреле-июне 2020 года, могут не проявиться в этом сезоне, но обязательно отразятся на отрасли в долгосрочной перспективе.
Сегодня из-за введенных квот кто-то не ввел планируемые земли в оборот, кто-то решил сэкономить на удобрениях, кто-то не построит новый элеватор или новый зерновой терминал, кто-то не закупил зерновозы или сельхозтехнику.
В результате через 3-5 лет мы увидим снижение производства зерна вместо роста и вспомним об ограничениях экспорта 2020 года».
По словам гендиректора «СовЭкона», сельхозпроизводители будут очень довольны, если государство своими мерами не будет мешать им развивать бизнес.
Надо сказать, что в последние годы зерновой сектор растет не благодаря усилиям государства, а вопреки им. «Если государство вдруг сегодня пообещает, что не будет вводить никаких ограничений, допустим, в течение 10 лет, то мы практически сразу увидим ускорение развития отрасли», – заключает эксперт.
Диверсификация экспортаОсновные объемы поставок зерна из России в этом году традиционно пойдут в Северную Африку, страны Ближнего Востока и частично – в Азиатский регион.
В июле 2020 года было отмечено снижение поставок в Турцию, Египет, Иран, Судан, ОАЭ, выросли поставки в Саудовскую Аравию, Нигерию, Израиль (рис. 2).
Рис. 2.
Рейтинг стран назначения российского зерна в июле 2020 г. (без стран ЕЭАС).
Источник: АО «Русагротранс»«В развитии экспорта российского зерна продолжается диверсификация, что выражается в добавлении новых стран-импортеров, таких как Саудовская Аравия, Пакистан, Бразилия, Таиланд», – говорит И. Павенский.
По его словам, если в Бразилию в этом году осуществляются разовые поставки, то экспорт в Саудовскую Аравию планомерно расширяется: раньше эта страна закупала у России только ячмень, теперь к нему добавилась пшеница, и Россия все чаще выигрывает тендеры закупок, проводимых страной.
В июле текущего сезона Турция стала лидером по импорту российского зерна, но, по мнению эксперта, это скорее инерция прошлого сезона 2019/20, когда объем поставок туда из России достиг рекордного уровня. «В дальнейшем на первое место опять вернется Египет, как это и было, начиная с сезона 2014/15 в виду снижения объема закупок со стороны Турции в целом.
Если в прошлом сезоне на тендерах египетской госкомпании GASC наряду с Россией существенные объемы выигрывали экспортеры из Украины и "ранции и доля России снизилась почти до 50%, то в текущем сезоне доля Россия уже достигла 80%», – отмечает И. Павенский.
Помимо этого, по его мнению, постоянный рост спроса на зерновые со стороны Китая дает шансы на наращивание поставок зерна из России в эту страну: в прошлом сельхозсезоне из России в Китай было отправлено 140 тыс. тонн зерна, в основном пшеницы и кукурузы из регионов Сибири, "рала и Дальнего Востока, тогда как еще 3 года пост
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка