«Слобода» — первый российский бренд на иранском рынке бутилированного подсолнечного маслаКомпания с 2020 года поставляет в Иран растительные масла наливом. «Эфко»Группа «Эфко» начала поставлять бутилированное подсолнечное масло в Иран, это первый в стране российский бренд в категории.
Пока оно предтавлено только в портовом городе Энзели, но со временем планируется расширение дистрибьюции на другие крупные города Ирана, в первую очередь Тегеран, сообщает пресс-служба компании. «Эфко» работает на рынке Ирина с 2020 года, тогда в страну впервые ушло масло наливом.
В прошлом году товарооборот компании с Ираном превысил 3,5 млрд руб.
В первую очередь, это подсолнечное, соевое и рапсовое масла.«Анализ спроса на иранском рынке в конце прошлого года показал высокую заинтересованность в поставках фасованного кукурузного масла.
Почему нет? В нашем распоряжении уже есть качественное отечественное сырье и отработанная технология производства», — приводятся в сообщении слова директора брендового дивизиона «Эфко» Евгения Шулепова.
По его словам, на производство и поставку первой партии «Слободы» в Иран понадобилось чуть больше месяца. «Мы продолжаем активно развивать деловые контакты на Ближнем Востоке», — говорит Шулепов.
Так, в прошлом году компания впервые поставила растительное «мясо» в ОАЭ, а в начале 2023-го начала продажи подсолнечного масла Altero в Египте, также активно развивается присутствие в Азии.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что российское брендированное масло пока востребовано в ближайшем зарубежье — в странах СНГ. При этом, по его словам, поставлять бутилированное масло сложнее, чем наливом, но и маржинальность у такого экспорта выше. «Оценить потенциал поставок брендированного масла сложно, но, если “Эфко” на этом рынке задержится, то будет здорово», — считает эксперт.
По словам аналитика информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилла Лозового, поставки бутилированного масла занимают относительно невысокую долю в структуре отечественных отгрузок, если сравнивать с реализацией масла наливом.
Экспорт бутилированного масла идет преимущественно в страны ближнего зарубежья, например, "збекистан, Туркменистан, Кыргызстан.
Однако встречаются и более дальние направления — тот же Иран, Китай, Афганистан и др.
За прошлый год экспорт бутилированного масла вырос на 10% по сравнению с 2021 годом, говорит руководитель Масложирового союза Михаил Мальцев.
По его словам, главными покупателями были страны ЕАЭС и "збекистан, на их долю приходится по 14% объема вывезенного масла.
Следом идут Туркменистан, Афганистан и Грузия. «Если говорить в разрезе компаний, то основными поставщиками фасованного масла за рубеж являются группы "Астон", "Благо", "Сигма", "Эфко", "Юг Руси" и другие.
Поскольку Россия экспортирует большие объемы, то в большей части это отгрузки наливом крупными судовыми партиями», — прокомментировал «Агроинвестору Мальцев.
Бутилированное масло — это продукт с большей добавленной стоимостью и большей маржинальностью, продолжает он.
В тоже время основные покупатели выстраивают барьеры против импорта готовой продукции, защищая внутренний рынок переработки.
Любое расширение географии поставок «бутылки» — это уже успех и говорит о лояльности местного потребителя и регулятора к российским производителям.
Но, обращает внимание Лозовой, при поставках брендированной продукции экспортеру необходимо понимать все нюансы торговли в местной рознице.
Весь спектр масложировой продукции достаточно перспективен для реализации на внешних рынках и появление «бутылки» от российской компании в новом регионе лишь в очередной раз подчеркивает достоверность этого факта, продолжает Лозовой.
Отечественные отгрузки в целом постепенно прибавляют: например, в конце прошлого года «Русагро» впервые отправила в КНР целый поезд с бутилированным подсолнечным маслом под своими брендами.?«Что касается отдельно Ирана, то это в целом один из крупнейших глобальных покупателей отечественной масложировой продукции (в 2022 году, по оценке OleoScope, входил в топ-15) и ключевой импортер нашего товара в западно-азиатском направлении», — рассказывает Лозовой.
По его словам, в 2012 году объемы потребления подсолнечного масла в Иране составляли менее 300 тыс. т, но сейчас этот показатель вырос примерно втрое.
Немаловажен и факт роста населения: сейчас в стране проживают около 86-87 млн человек, хотя 10 лет назад это цифра была примерно на уровне 75 млн.
По мере восстановления местного рынка от последствий Covid-19 спрос на масла и жиры в Иране начал расти еще активнее.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка