Тенденция | Переориентация российских экспортно-импортных грузопотоков вызвала необходимость в ускоренном развитии международных транспортных коридоров (МТК). «Гудок» проанализировал, как выполняется эта задача.фото: Муса Салгереев/ТАССЛюбой ТК, будь он международный или межрегиональный, предполагат сочетание нескольких видов транспорта.
Если можно организовать комбинированную перевозку и перевалку грузов, значит, коридор по факту работает.
Развитие и перспективы коридоров всегда зависят от эффективной работы транспортно-логистических центров, где, собственно, владелец груза получает весь сервис по перевалке с одного транспорта на другой, удовлетворён сроками, качеством и стоимостью услуг.
Если коридор международный, то акцент делается на внешнеторговых перевозках.
НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫВ статистических данных, предоставленных «Гудку» Минтрансом, выделены четыре транспортных коридора.
Нагрузка на них пока распределяется неравномерно.
В 2024 году наименее загруженным оставался МТК Север – Юг, на который пришлось более 12 млн тонн грузов.
Около 200 млн было перевезено по азово-черноморскому направлению, 300 млн тонн – по восточному и более 300 млн тонн – по северо-западному.
В ведомстве рассказали об основных итогах работы по этим направлениям.«Развитие МТК войдёт в новый формат плана мероприятий по достижению целевого показателя по увеличению объёма перевозок к 2030 году не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021-го», – отметили в Минтрансе.
В том, что касается инфраструктуры МТК Север – Юг, были завершены: капитальный ремонт с расширением проезжей части с 2 до 4 полос участков автодороги Р217 «Кавказ» протяжённостью 37 км; строительные работы в пункте пропуска Яраг-Казмаляр и дооснащение пункта пропуска Тагиркент-Казмаляр; введён в эксплуатацию МАПП Верхний Ларс.
Проведены дноуглубительные работы в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала и ремонтные дноуглубительные работы в морском порту Махачкала в объёме 99,9 тыс. куб. м.
На азово-черноморском направлении обновлена железнодорожная станция Тихорецкая.
Завершены работы по гидроузлам № 6, № 13 и Николаевскому Волго-Донского судоходного канала.
Реконструирован обход Анапы, введён дальний западный обход Краснодара и обход Аксая.
Завершено строительство автодороги А289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А290 Новороссийск – Керчь.
Главным итогом работ на восточном направлении стало доведение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн тонн в год.
Кроме того, переведён на круглосуточный режим работы по грузовому направлению МАПП Забайкальск.
ЮГ ТРЕБ"ЕТ ВНИМАНИЯБольше всего событий в части развития международных транспортных коридоров в 2024-м было связано с МТК Север – Юг.
В самом начале года стало известно о том, что развитием Астраханского порта в рамках МТК займётся госкорпорация «Ростех», которой передают находившиеся в собственности государства 25,5% акций предприятия.
\"казом Владимира Путина от 19 марта 2024 года учреждено АО «Север – Юг» с участием государства и стратегического инвестора.
Новому АО передавались находящиеся в федеральной собственности 100% акций АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП).
О том, что приватизация завершена, информация появилась 25 декабря: 51% акций предприятия выкупил стратегический инвестор Сулейман Керимов.
К этому моменту модернизация порта уже началась, об этом в ноябре прошлого года сообщал гендиректор ММТП Джамал Алиев.
Речь идёт о модернизации контейнерной площадки, а также о проектировании и строительстве зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн перевалки в год.
Кроме того, планируется обновление железнодорожного сортировочного парка.
В декабре удалось добиться прорыва ещё на одном стратегически важном участке МТК Север – Юг – строительстве железной дороги Решт – Астара.
Его завершение позволит организовать сквозное движение по западной ветке коридора, проходящей через Азербайджан и Иран.«Мы сейчас приняли стратегические решения.
Надеемся, что в ближайшее время начнём двигаться по их реализации», – рассказал вице-премьер РФ Виталий Савельев после завершения переговоров по проекту Решт – Астара.
Он уточнил, что речь идёт о четырёх пунктах, которые обязуются реализовать стороны.
В том числе в ключевом земельном вопросе.
По словам российского вице-премьера, иранская сторона взяла на себя обязательства по предоставлению графика выкупа земель.
Источники, знакомые с ходом переговоров, подтвердили «Гудку» информацию, что иранцы подготовят и пришлют российской стороне согласованный график выкупа.
Однако это не единственная проблема. «" них изначально для выкупа предполагалась одна сумма, сейчас она изменилась, им надо, так же как и нам, согласовывать бюджетные траты», – рассказывал собеседник «Гудка».
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка